«Я дошла до Берлина…»

Есть в нашей стране один праздник, который волнует каждого человека и вызывает в сердце чувство гордости за страну и людей, которые не пожалели своих жизней ради будущего. В День Победы мы особенно остро ощущаем цену завоеванной нашим народом свободы и проникаемся горьким сознанием того, насколько эта цена велика. Не жалея жизни, отстаивая каждую пядь родной земли, черные от копоти, с обожженными ресницами, с лицами,покрытыми шрамами, но такие гордые и красивые шли в бой советские солдаты. Массовый героизм наших дедов и прадедов потряс весь мир.

Славные бойцы нашей армии дали героический отпор фашистским ордам, вдребезги разбили миф об их непобедимости и на полях сражений доказали всему миру силу советского оружия и сплоченности советского народа.

День Победы для нашей семьи – большой праздник. Каждый год в этот день мы посещаем праздничные мероприятия. С малых лет мои родители закладывают в меня чувство патриотизма, формируют мою систему ценностей и нравственных ориентиров. Именно поэтому я стала участником Всероссийского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ», с гордостью пополнив ряды военно–патриотического отряда школы №35 «Патриот».

17 февраля в моей школе состоялась торжественная церемония посвящения в юнармейцы, теперь и я могу с честью нести новое звание и продолжать юнармейские традиции.

Вспоминаю… Минута молчания. Мама держит меня за руку. Слышу удары метронома, как стук своего сердца. Торжественный покой обелисков площади Победы города Саранска. Беззвучны часовые, беззвучен вечный огонь у скульптурной группы, изображающей женщину,вручающую сыну-солдату меч. Метроном отсчитывает удары…


Тогда впервые я увидела на мемориальных плитах возле Музея боевого и трудового подвига фамилии моих прапрадедов: Ивашина Михаила Филипповича и Трощева Петра Васильевича. Мне стало стыдно. Почему я никогда не интересовалась своими предками? А ведь так не должно быть!

Да,война заковала в гранит и бетон мужественных защитников моей семьи, но память об их героизме – мой долг. Вскоре я стала расспрашивать о них своих родственников. Но никто ничего не знал. Тогда я пошла в библиотеку, взяла книгу «Погибшие в ВОВ уроженцы Мордовии» и нашла в ней имена родных мне людей. К сожалению, сведения очень скудные. Известно только, когда призвались, когда погибли и приблизительное место захоронения. Если бы они были живы, я уверенна, многое бы они мне рассказали о том нелегком времени.

Когда моя мама поняла, что я готова к разговору о войне, она поделилась со мной дорогими ее сердцу воспоминаниями. «Я дошла до Берлина…»‒так она назвала воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Кузнецовой Анны Кузьминичны.

Будучи студенткой, двадцать лет назад, мама побеседовала с уроженкой с. Куликовка Октябрьского района города Саранска. Анна Кузьминична – участник ВОВ, дошла до Берлина. Бабе Анне, как все ее называли, на момент встречи с моей мамой было 78 лет. Уже уставшая от жизни, изнуренная войной, тяжелыми работами в послевоенные годы и болезнями, она все-таки согласилась побеседовать. И пусть этот небольшой рассказ о ее судьбе еще раз напомнит нам о том титаническом подвиге, который был совершен во имя народа и его будущего.

Родилась Анна Кузьминична первого ноября 1923 года. Из пятерых детей в семье была третьим ребенком. Осенью 1942 бабу Анну призвали на фронт. Сначала отправили в Саратов, оттуда в с. Брабандер (сейчасс. Красноармейское) Энгельсского района Саратовской области. Немецкие поселения оттуда выселили, там жили немцы Поволжья, ведущие свое поколение от предков, заселенных еще Екатериной II. По словам ветерана,кормили там плохо: суп с сечкой, маленький кусочек хлеба и чай, редко рыба.Лишь только когда попали на передовую, питание улучшилось.

Для предотвращения развития эпидемий всем призывникам сделали укол от четырех болезней. Бабе Анне из-за слабого сердца вакцинация была противопоказана, но она об этом не знала. Упала в обморок, онемел язык, долгое время не могла говорить. Очень много переживала, плакала, уже и не надеялась, что когда-нибудь заговорит. Привезли в госпиталь – улучшений нет. Врач распорядился отправить домой. А дальше, по словам женщины, произошло то, что никак иначе чем чудом не назовешь.

После госпиталя привезли Анну Кузьминичну на квартиру, уставшая, она прилегла отдохнуть и уснула. Во сне забормотала. Тут же ее разбудили. Все прошло, заговорила. Долго она не могла поверить в свое выздоровление, просыпалась ночами, трогала язык и чувствовала. В Энгельсе пробыли два месяца: кратковременный курс молодого бойца, несколько выстрелов из винтовки и на Украину.

Воевала Анна Кузьминична в I части 297 Отделения зенитной дивизии. Охраняли переправы, понтонные мосты, надувные лодки, железнодорожные пути, аэродромы от артиллерийских обстрелов и налетов авиации. Баба Анна на пушках линзы и скорость устанавливала: «Летит самолет на нас, я считаю 20,18, 16, 14…, летит от нас 20, 22, 24, 26…». Очень переживала, когда сбили своего истребителя. Немецкий истребитель выпустил осветительные бомбы,чтобы его не было видно. В это время вылетели с аэродрома наши самолеты. Из-за отсутствия видимости, по роковой случайности, и сбили своего.

В декабре 1943 года Анна Кузьминична сопровождала пароходы в Сталинграде. Так прошло три месяца, потом в Польшу. Впечатление о поляках у нее осталось плохое. Рассказывала, что часто наших часовых убивали,несмотря на то, что были союзниками. Но были среди них и добрые люди, которые любыми силами помогали в этой нелегкой борьбе с фашистскими захватчиками. Так, Анна Кузьминична с теплотой вспоминала женщину-полячку, к которой с подругой ходили за водой из части: «Она всегда нас кормила, давала с собой то пироги, то хлеб.»

Были у бабы Анны пара новых носков и два платья, которые она потом подарила дочерям этой женщины. Девочки очень обрадовались, сказали, что всегда будут ее вспоминать.
Еще баба Анна рассказывала о Белоруссии, где она была часовым. Ей было очень страшно, так как каждую ночь становилось на одного часового меньше. Однажды ночью она стояла на посту, охраняла боеприпасы и провизию. Смотрит, навстречу ей идет военный с дамой. Она крикнула: «Восемь», идущий навстречу должен был крикнуть «Семь», чтобы в сумме получилось «Пятнадцать» ‒ таким был пароль. Человек встал и молчит. Анна Кузьминична забила тревогу. Утром ефрейтору Кузнецовой вынесли благодарность – ночью были чужие. Очень Анна Кузьминична тосковала по дому, переживала о больном отце.

Она была маленькой хрупкой девушкой. Ну разве ей носить мужские сапоги и гимнастерки, разве ей держать тяжелый автомат и таскать на спине ящики с боеприпасами, весом в пятьдесят килограммов? Конечно, нет. Часто плакала и напевала: «Ну куда меня пригнали на военный серый хлеб, ну какая я вояка, мне всего семнадцать лет». Ну а потом на Берлин. В двадцати пяти километрах стояла дивизия Анны Кузьминичны. Девять месяцев стояли под Берлином. Вспоминала она и последнее сражение: «Стволы орудий стали красными от пальбы, танки ехали по телам солдат, заворачивая на свои тяжелые кованые гусеницы кровавое месиво из человеческого мяса…». Очень много лет беспокоили бабу Анну страшные сны с кровавыми картинами. В сражении она была слабо контужена. А когда вошли в город, все расписались на здании Рейхстага. «Внизу не осталось ни одного чистого местечка для росписи, а до верху я не доставала; да Бог с ним, с этим Рейхстагом, лишь бы война закончилась!»‒вспоминала женщина, вытирая слезу.

Ефрейтор Кузнецова Анна Кузьминична награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне1941—1945 гг.». Бабы Анны, как и многих других доблестных воинов, давно уже нет. Но в памяти нашей семьи эта отважная женщина заняла важное место. Мы не сомневаемся в том, что наши родственники, не вернувшиеся с войны, достойно защищали Отечество. И если сведений о них так мало, значит, мы должны
помнить и о тех, о ком известно больше. И в нашей памяти все они вечно останутся живыми, гордыми и сильными. Ведь как они хотели, чтобы белые лепестки русских ромашек никогда не топтал сапог завоевателей. Чтобы белоствольные красавицы-березки не гнулись от снарядов. Но, воздавая должное памяти погибших, мы не должны забывать об уже немногочисленных оставшихся в живых ветеранах. Забота об их здоровье, благополучии, уважение и рука помощи – вот то малое, что мы можем сделать для них в знак благодарности. Эти люди ‒ поколение победителей. И мы должны сделать все, чтобы помять о подвиге русский солдат была вечной.

Анастасия Трощева. г. Саранск

Добавить комментарий